С Арктикой не шутят: в Баренцевом море выявили риски для судоходства и инфраструктуры

Экспедиция РАН обнаружила подводные песчаные гряды, газовые аномалии и сложные морфологические структуры на дне, угрожающие навигации и подводной инфраструктуре в Баренцевом море.

Дмитрий ПавловАвтор Hi-Tech Mail

Институт океанологии имени Ширшова (ИО РАН) опубликовал результаты юбилейной 60-й экспедиции в Баренцевом море научно-исследовательского судна «Академик Николай Страхов», завершившейся 22 ноября 2025 года. Общее время работы в море составило 40 судосуток.

Команда исследователей, в которую входили также специалисты МГУ имени Ломоносова и Кольского научного центра РАН. выявила целый комплекс природных явлений, которые могут представлять угрозу для судоходства и подводной инфраструктуры в арктическом регионе.

Среди ключевых находок — крупные песчаные гряды высотой до восьми метров, образованные гидрофизическими процессами в районе острова Колгуев и полуострова Канин. По данным специалистов Института океанологии, осадочные структуры быстро перемещаются по морскому дну, что может привести к обнажению подводных кабелей и трубопроводов, повышающих риск механических повреждений оборудования.

Геофизические методы, такие как многолучевое эхолотирование и сейсмопрофилирование, позволили ученым выделить сложные формы рельефа ледникового и водно-ледникового происхождения на глубине до 200 метров. Особый интерес представляет район к северу от мыса Канин Нос, где выявлен предполагаемый сток талых вод и холмисто-грядовый ландшафт, сложившийся под действием древних ледников и регрессии моря.

Газовые аномалии и морские процессы

Специалисты обнаружили зоны повышенной газонасыщенности и проявления дегазации — газовые факелы и микрократеры (покмарки) диаметром до 45 м и глубиной до 5 м в Печорском море в районе полуострова Рыбачий. Высвобождение газов снижает устойчивость донных осадков, что добавляет неопределенность при планировании судоходных маршрутов и строительстве подводных объектов.

Исследователи отметили, что полученные данные помогут скорректировать карты морского дна и стать основой для создания комплексной системы мониторинга природных процессов, влияющих на безопасность навигации и экологическое состояние арктических вод.

По словам начальника экспедиции Романа Ананьева, новые сведения расширяют понимание геологических и гидрологических процессов региона и станут фундаментом для рекомендаций по наблюдению за потенциально опасными природными явлениями.

С ростом арктического судоходства возрастает риск экосистемных воздействий и влияния на морскую фауну, в том числе из-за шума и балластной воды, что требует дополнительных мер регулирования и защиты окружающей среды.

Климатическое потепление изменяет схему морских льдов — таяние не всегда облегчает навигацию, поскольку перераспределение льда может создавать более толстые плавающие образования в ключевых коридорах, осложняя судоходство.

Полученные новые данные помогут оценить потенциальные геориски для судоходства и подводной инфраструктуры в арктических водах.Роман Ананьевначальник экспедиции, старший научный сотрудник ИО РАН

Недавно российские ученые выяснили, как подводные океанические вихри меняют ледяной покров в Гренландском море.

  • российские ученые

Поделиться

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности