Ученые выяснили, почему разрушается зеленая краска на картинах XIX века
Специалисты не только раскрыли, как именно свет и влажность влияют на шедевры мировой живописи, но и предложили стратегию их сохранения.
Светлана ЛевченкоАвтор новостей
Изумрудная зелень — яркий пигмент на основе арсенита меди — появился во время Второй промышленной революции и быстро завоевал популярность благодаря своей насыщенности и блеску. Его активно использовали великие живописцы XIX и XX веков — Поль Сезанн, Клод Моне, Винсент ван Гог, Эдвард Мунк и Робер Делоне. Некоторые художники, в частности, Ван Гог, быстро заметили, что эта краска со временем теряет свой первоначальный блестящий цвет и покрывается трещинами. Позже выяснилось, что пигмент еще и крайне токсичен.
Команда специалистов под руководством Института химических наук и технологий «Джулио Натта» в Италии совместно с Европейским синхротроном (ESRF) и Университетом Антверпена выснила, что именно запускает процесс деградации. «Было известно, что изумрудная зелень разрушается со временем, но мы хотели понять точную роль света и влажности в этой деградации», — объясняет Летиция Монико, старший научный сотрудник SCITEC-CNR и ведущий автор публикации.
Для исследования ученые выбрали знаковую картину Джеймса Энсора «Интрига» (1890) из Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Сначала был проведен неинвазивный анализ прямо в музее, а затем микроскопические образцы краски изучили на синхротроне ESRF с помощью мощного рентгеновского излучения.
«Измерения на синхротроне для подобных исследований критически важны, поскольку они предоставляют единственный способ получить специфическую информацию о природе различных соединений мышьяка внутри слоев краски на субмикронном уровне», — поясняет Марин Котт, ответственная за линию ID21 в ESRF.
Оказалось, что свет и влажность воздействуют на краску по‑разному. Под действием влаги в структуре пигмента образуются кристаллы арсенолита — соединения, которое делает слой хрупким и способствует осыпанию краски. Солнечный свет, напротив, окисляет атомы мышьяка на поверхности, образуя тонкую белесую пленку и заставляя зеленый цвет бледнеть. Таким образом выяснилось, что главный враг изумрудных тонов — именно яркое освещение в музеях.
Ученые сравнили результаты с лабораторными образцами краски и пришли к выводу, что процессы старения картины полностью совпадают с фотоокислительными изменениями, наблюдаемыми в эксперименте. На основе своих выводов команда предложила методику ранней диагностики разрушения пигмента прямо в музеях. Она основана на инфракрасной спектроскопии отражения и позволяет без взятия проб выявлять участки, где изумрудная зелень уже начала разлагаться.
Теперь реставраторы смогут более точно отслеживать состояние красителей на полотнах импрессионистов и символистов и принимать меры задолго до того, как изменения станут заметны глазу. Ученые надеются, что их работа поможет сохранить сияние изумрудных оттенков на работах великих мастеров на десятилетия вперед.
Ранее внимательные зрители нашли на картине 1937 года деталь из будущего.
Поделиться






