Эксперты признали план NASA по высадке на Луну слишком опасным: что дальше

Архитектуру программы «Артемида» предложили изменить.

Сергей ПерельманАвтор новостей

Консультативная группа NASA по безопасности (ASAP) провела заседание, на котором среди прочего обсуждались риски, связанные с высадкой людей на Луну в миссии «Артемида-3», а также в последующих полетах. Эксперты пришли к выводу, что существующий план миссии и сроки ее реализации сопряжены со слишком большой опасностью для экипажа, а также содержат много потенциальных точек отказа.

ASAP уже выражала подобные опасения в своем годовом отчете за 2023 год. Однако с тех пор ситуация не только не стала лучше, но и усугубилась, в частности, отставание по графику строительства лунного корабля Starship, по словам экспертов, теперь составляет целые годы. Отдельные сомнения высказываются по поводу самой архитектуры миссии, которая включает в себя множество еще не отработанных критически важных элементов: от дозаправки Starship на орбите до его стыковки с кораблем Orion около Луны и посадки в условиях сложного рельефа южного полярного региона спутника Земли.

Комиссия рекомендовала NASA пересмотреть подход к архитектуре, упростив ее и сделав более сбалансированной с точки зрения возможных рисков и точек отказа. Она должна стать менее громоздкой и затратной. Какие-то конкретные шаги эксперты не предлагали, это не входит в полномочия и обязанности специалистов ASAP.

Они подчеркнули, что многие из тех элементов архитектуры «Артемиды-3» и последующих миссий еще не отработаны и не имеют даже технических компонентов, готовых к тестированию. Отсутствие четкого плана в ASAP связывают с общими проблемами в NASA, связанными со структурой работы с подрядчиками. Эксперты подчеркнули, что с оптимизмом смотрят на возможные перемены, поскольку в агентстве назначен новый руководитель — им стал Джаред Айзекман.

В качестве примера неэффективной работы с подрядчиками названа реализация контракта с Boeing на создание пилотируемого корабля Starliner, который так и не введен в эксплуатацию: сначала из-за отставания в графике, затем из-за технических проблем, с которыми подрядчик сталкивался на разных этапах производства и испытаний.

По мнению экспертов, все это является следствием фрагментированного контроля за исполнением контрактов и большим числом компаний, задействованных в их реализации. В отношении программ, связанных с пилотируемыми полетами, рекомендовано пересмотреть подход, сделав его более жестким и структурированным.

Ранее мы рассказывали, что Blue Origin представила свой корабль для посадки на Луну.

  • космос
  • NASA
  • Луна

Поделиться

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности