Звучание имени и фамилии влияет на трудоустройство: открытие ученых
Не только навыки могут определить карьеру: новое исследование показывает, что благозвучие имени влияет на решения работодателя о приеме на работу.
Дмитрий ПавловАвтор Hi-Tech Mail
Представьте, что вы нанимаете человека на должность, для которой требуется очень добрый, отзывчивый и готовый к сотрудничеству наемный работник. У вас есть два кандидата, и все, что вы о них знаете, — это их имена: Людмила и Гертруда. Как вы думаете, кто из них больше подходит на эту должность?
Если вы похожи на людей из недавнего исследования, о котором рассказало научно-популярное издание The Conversation и которое мы далее приводим с незначительными сокращениями, то вы почти наверняка выбрали бы Людмилу. Психологи доказали, что для определенных видов работ более благозвучные имена предпочтительнее более резких, сложнее произносимых имен.
Звучание слова может указывать на определенные значения или качества. Это называется звуковой символизм. Он предполагает, что даже такие незначительные элементы, как фонемы в имени, могут оказывать неожиданное влияние на то, как люди воспринимают друг друга.
Сила звукового символизма
Самый известный пример звукового символизма — так называемый эффект «буба-кики». В разных языках и культурах люди склонны ассоциировать вымышленное слово «буба» с круглыми формами, а «кики» — с острыми.
Почему это происходит, до сих пор до конца непонятно. Существуют различные объяснения, в том числе влияние физических ощущений от произношения слов или то, как звуки слов имитируют особенности круглых и острых предметов.
Несколько лет назад ученые проверили, распространяется ли эффект «буба-кики» не только на выдуманные слова, но и на реальные имена. В одной из частей исследования авторы показывали участникам силуэты, которые были либо круглыми, либо остроконечными, и просили их соотнести их с именами.
Люди не только ассоциируют такие имена, как Боб, с округлыми силуэтами, а Кирк — с угловатыми, но и связывают эти имена с разными чертами характера. Более мягкие по звучанию имена, такие как Лиам или Ноэль, считались более приятными и эмоциональными, а более резкие по звучанию имена, такие как Тейт или Криста, считались более экстравертными.
Это не означает, что Лиамы на самом деле были более приятными в общении, чем Тейты. На самом деле, при изучении характеров более 1000 человек не обнаруживается никаких признаков того, что эти закономерности существуют в реальном мире. Тем не менее люди по-прежнему создают ассоциации, основанные на звучании имен.
Имена и решения о приеме на работу
В последнем исследовании авторы хотели выяснить, как эти ассоциации могут влиять на суждения в реальном контексте: при приеме на работу. Конечно, у работодателей обычно есть гораздо больше информации, чем просто имя, но во многих случаях кандидатов отбирают на основе довольно ограниченной информации.
Также существует множество доказательств того, что социально-демографические характеристики, скрытые в имени, такие как раса и возраст, могут повлиять на то, кому перезвонят, а кому нет. Само звучание имени может быть еще одним потенциальным источником предвзятости.
Были разработаны объявления о вакансиях, в которых требовался кандидат с высокими показателями по одному из шести личностных факторов:
- Честность-скромность;
- Эмоциональность;
- Экстраверсия;
- Доброжелательность;
- Добросовестность (степень организованности и трудолюбия);
- Открытость опыту.
Например, в одном объявлении о поиске кандидата говорилось: «Организация ищет нового сотрудника. Идеальный кандидат на эту должность должен быть готовым к командной работе, спокойным, неагрессивным».
Взрослым людям, рандомно выбранным в интернете, предлагали пару имен и просили сказать, какое из них больше подходит для работы. В одном из имен в паре были сонорные (носовые) согласные (l, m, n), которые звучат особенно плавно и непрерывно. В другом были так называемые «глухие взрывные» (p, t, k), которые звучат особенно резко. Именно тогда отвечающим пришлось бы выбирать между Лиамом и Тейтом.
Респонденты принимали решения по поводу множества различных пар имен, и в результате трех экспериментов был сделан общий вывод о том, что более благозвучные имена, такие как Лиам и Ноэль, лучше подходят для вакансий, где требуется высокий уровень честности, скромности, эмоциональности, доброжелательности и открытости.
Исследователи также проверили, что происходит при добавлении дополнительной информации. Например, что если участники увидят внешность Лиама на фотографии или посмотрят видео, в котором он отвечает на вопросы о себе? Выяснилось, что, когда люди видели фотографии кандидатов (в случайном порядке в паре с именами), влияние звучания имени уменьшалось. Когда люди смотрели видеозапись собеседования с кандидатами, звучание имени больше не влияло на оценку их личности.
Участников также спросили, насколько имя подходит кандидату на должность, представленному в видео. Когда люди считали, что вариант соответствует, независимо от его звучания, они оценивали этого кандидата более позитивно практически по всем параметрам, включая доброжелательность и компетентность.
Другими словами, похоже, что имя, которое подходит человеку, дает ему преимущество, хотя пока неизвестно, почему одним людям имена подходят больше, чем другим. В совокупности эти результаты показывают, что звучание имени может быть еще одним источником предвзятости при принятии решений о найме. Когда у людей мало информации о кандидате, кажется, что имя имеет значение.
Недавно россиян уличили в скрытом поиске работы. Подробности здесь.
Поделиться