Вопросы выбора GPS-навигатора
На российском рынке сегодня представлены системы навигации с картографией «C-Map», «Navionics», «Garmin» и некоторые другие.
Еще в античные и средневековые времена капитаны пользовались приборами для определения месторасположения звезд, именно по ним определяли свое местонахождение в море. Астролябия — один из старейших астрономических инструментов, появившийся в Древней Греции. Прибор широко применялся до XVI в., когда был заменен более совершенными устройством — секстантом, идея которого была высказана Ньютоном.
Красивое и яркое Новогоднее поздравление от деда мороза — скачать картинки на рабочий стол.
Морской секстант состоит из двух зеркал: указательного и неподвижного полупрозрачного зеркала горизонта. Свет от светила (звезды или планеты) падает на подвижное зеркало, отражается в зеркале горизонта, на котором одновременно видны и светило, и горизонт. Угол наклона подвижного зеркала — и есть высота светила. Зная точное время, можно довольно точно определить координаты судна.
Так и бороздили водные просторы капитаны, пока человечество не научилось запускать искусственные спутники земли, которые позволили создать Систему глобального позиционирования.Представьте, вы привязали воздушный шарик, наполненный гелием, к грузу, банальной гайке, которую положили на землю.
Шарик будет свободно колебаться относительно груза.
Если ниточек и гаек будет две, растянутых на определенное расстояние, то шарик будет колебаться только по одной оси. Если грузиков три, шарик зафиксируется лишь в одном положении. На этом и основана Система глобального позиционирования — GPS.
Сигнал, принимаемый устройством как минимум с трех спутников (их количество может доходить до десятка), находящихся на геостационарной орбите, позволяет с точностью до нескольких метров определять координаты.
Начало работы этой системы стало прорывом в навигации.
Капитану нужно было лишь взглянуть на экран монитора с координатами и отметить расположение судна на карте. Затем прогресс шагнул еще дальше, — появились картплоттеры. Местонахождение корабля в реальном масштабе времени автоматически стало отмечаться на карте водоема, отображенной на цветном LCD-дисплее, где воссоздается береговая линия, острова, глубины, течения, бакены, порты и прочие параметры. Причем карту на экране можно масштабировать, вращать. Бумажные лоции стали сущим анахронизмом.
На российском рынке сегодня представлены системы навигации с картографией «C-Map», «Navionics», «Garmin» и некоторые другие. В «Navionics» есть даже трехмерное фотоизображение портов и лагун, снятых со спутника, и карта погоды.
До недавнего времени для капитанов, ведущих свою яхту по центральной части России, интерес представлял лишь «C-Map», поскольку пойма Волги и Камы в подробностях отражены были только на этих картах. В ноябре 2008 г. «Navionics» презентовал картографию 36XG, охватывающую Рыбинское водохранилие, Волгу и Каму.
Обычно во всех типах карт белым цветом обозначены глубины, безопасные для прохождения судов, даже большого водоизмещения. Голубой цвет — для меньших глубин, а синий — для мелководья. При этом глубина на карте отмечена также цифрами, а их границы очерчены для большей контрастности.
Хороший картплоттер предоставляет капитану множество иных необходимых данных.
Например, дрейф на якоре. Если судно, бросившее якорь, будет смещаться относительно первоначального места стоянки, картплоттер подаст звуковой сигнал. Капитан может отметить на карте, т.е. дисплее, несколько точек маршрута (их может быть порядка тысячи!), и потом вести судно, ориентируясь по трехмерному изображению пути. При выходе из «коридора» картплоттер снова подаст звуковой сигнал и покажет угол отворота для возврата на курс.
Причем картплоттеры по тем же путевым точкам могут управлять автопилотом.
Удобная штука! Штурвалом поставил нос лодки в нужном направлении, нажал на кнопку «Auto», и иди на камбуз готовить завтрак. Можно ввести необходимый курс кнопками управления на дисплее управления. И, несмотря на волнение от бокового ветра и прочие факторы, судно будет упрямо идти, куда ему предписано. Пока не возьмешься за штурвал.
Стоимость картплоттеров зависит от фирмы-производителя и размера дисплея, а набор функций у всех примерно одинаков. Возьмем, к примеру, русифицированные приборы итальянской компании «Seiwa». Они работают с картографией «С-Мар», и способны отображать на экране показания эхолота, а некоторые — и радара. Самая младшая модель «Seahorse» c экраном 5,6′ стоит около 29 000 руб., новинка прошлого года «Starfish» (экран 7′) — около 50 000 руб., за «Oyster» c диагональю 10,4′ просят уже 80 000 руб. Флагман компании, новейший 15-дюймовый «Marlin» оценивается почти в 100 000 руб.
Интересно, что картплоттер с аналогичными функциями А65 от компании «Raymarine» с диагональю только 6,5′ продается за 83 000 руб. И «Raymarine» не зря позиционируется как лидер в навигационных приборах. Осенью 2008 г. фирма представила новые картплоттеры серии А-50/А-70 (цифры обозначают диагональ дисплея). До России новинки еще не добрались, но их цена наверняка намного будет превышать цифру индекса.
На вершине всех лоцманских устройств располагаются дисплеи универсальных систем навигации.
Их выпускают «Raymarine», «Seiwa», «Interphase» и другие мэтры морской электроники. На один монитор могут поочередно или одновременно выводиться данные эхолота, радара, картплоттера и еще масса полезной информации, например, данные судовых систем, напряжение в сети, запас и расход топлива, обороты двигателя, давление наддува и т.д.
Можно подключить камеры внешнего видеонаблюдения.
К группе таких устройств можно причислить и тот же «Seiwa Oyster». Кстати, его конкурент — «Raymarine Е80» с экраном 8,4′ стоит у российского эксклюзивного дистрибьютора больше 117 000 руб. А экранное разрешение, впрочем, больше у «Ойстера»! К сведению, этот же самый дисплей Е80 за пределами нашей Родины предлагается за $2 700, а «младший» С70 — за $1080.
При этом есть и более доступные аппараты. Самый доступный — это «Garmin GPSMAP 420» со встроенной картой мира, основанной на спутниковых фотографиях. Симпатичный приборчик с экраном 4′ стоит около 23 000 руб.
Главным для многих россиян при выборе карплоттера должна быть его «русификация» — меню на русском, т.к. если «читаю и перевожу со словарем» такой прибор при всех его возможностях превращается в бесполезную игрушку.
Все эти рекомендации подойдут даже для тех, кто собирается оснащать навигацией серьезное судно. Для не особо требовательных судоводителей вполне подойдет и обычный GPS-навигатор, указывающий на небольшом дисплее координаты, курс и скорость. Самым выгодным приобретением является «Garmin GPS 152» стоимостью около 11 000 руб.