Российские маркетплейсы будут обязаны помечать товары иностранных продавцов

Российские маркетплейсы будут обязаны помечать товары иностранных продавцов

В законопроект «О платформенной экономике» внесены положения, обязывающие маркетплейсы помечать товары, предлагаемые иностранными партнерами, а также информировать пользователей о том, что товар или услуга подлежит обязательной маркировке.

Требования маркировки

Законопроект «О платформенной экономике», внесенный Министерством экономического развития России в Правительство, предполагает обязанность маркетплейсов размещать в карточке товара информацию о том, что товар (работу или услугу) предлагает иностранный партнер, выяснил Forbes. Операторы посреднических цифровых платформ должны будут также указывать, что партнер зарегистрирован в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Документ призван «защитить потребителей от покупки несертифицированных и опасных для здоровья товаров, создать удобные сервисы, обеспечить предсказуемость взаимодействия граждан и бизнеса с цифровыми платформами», цитирует издание руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко.

В I квартале 2025 г. планируется внесение законопроекта на рассмотрение депутатов Государственной Думы. В случае принятия закон вступит в силу в сентябре 2025 г, указано на сайте Минэкономразвития

Мнение участников рынка

Требования о маркировке контента определенного типа уже широко распространены как в России, так и за рубежом. Так, уже существует возрастная маркировка информационной продукции и игровых продуктов, есть обязательная маркировка отдельных видов товаров, пояснила изданию ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Карина Ложникова.

Российские маркетплейсы будут обязаны помечать товары иностранных продавцов

До конца 2025 г. может вступить в силу обязанность маркетплейсов маркировать товары и услуги

Представители компании Wildberries & Russ заявили, что «поддерживают инструменты, которые помогают клиентам удостовериться в качестве и оригинальности продукции», но полагают, что «не стоит также забывать о том, что ответственность за товар несет в первую очередь продавец или производитель товара».

В «Авито» считают, что пункт о товарах, подлежащих обязательной маркировке требует доработки: «Оператор на этапе создания объявления не соприкасается с товаром, информация о товаре заполняется продавцом самостоятельно. И у цифровой платформы нет возможности достоверно определить, подлежит ли товар маркировке или нет (например, маркировка БАД обязательна, а пищевых добавок — нет)».

Обязательная маркировка продукции в России началась в 2016 г., первый эксперимент был осуществлен в сфере маркировки шуб. Отслеживает подлежащие маркировки товары система «Честный знак». Эксперимента по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции начался первого декабря 2023 г. Сейчас он распространяется на ноутбуки, смартфоны и планшеты, светотехнику и др. Эксперимент будет длиться до 30 апреля 2025 г.

Доля интернет-торговли в объемах ритейла

Доля онлайн-торговли в ритейле в целом выросла в 2024 г. до 16,2%. В 2023 г. она составляла 13,5% , в 2022 г. — 11,6%, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Рынок интернет-торговли в России в 2024 г. увеличился на 41% и достиг почти 9 трлн руб. Лидерство по объемам онлайн-продаж у категории цифровой и бытовой техники в 2024 г. перехватили продукты питания. Доля электроники и бытовой техники составила 14,3% (третье место), а в 2023 г. она была зафиксирована в АКИТ на уровне 18%.

В феврале 2025 г. CNews писал о инициативе российских властей по обязательной регистрации на маркетплейсах посредством «Госуслуг», без возможности использования для этого почтовых адресов и телефонов. С критикой этой идеи выступили Wildberries и «Авито» – один из трех крупнейших в России маркетплейсов и крупнейший в стране классифайд (сайт с объявлениями).

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности