Россияне активнее осваивают гибкие навыки для работы в условиях развития ИИ — исследование
Большинство жителей России планируют совершенствовать личные и профессиональные компетенции в ближайшие годы, уделяя особое внимание развитию гибких навыков, востребованных в эпоху искусственного интеллекта и автоматизации. Также отмечается значительный интерес к самостоятельному обучению и повышению конкурентоспособности на рынке труда.
Hi-Tech Mail
Результаты совместного исследования hh.ru и II Международного симпозиума «Создавая будущее» с участием 2644 россиян показали: 73% готовы интенсивно прокачивать свои умения в течение ближайших 2—3 лет, делая упор на гибридные компетенции, сочетающие личностные качества и цифровые инструменты. Согласно прогнозам, в течение пяти лет возрастет спрос на специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению (68%), кибербезопасности (65%), а также инженеров робототехники и автоматизации (54%). Приоритетами среди технических навыков названы работа с ИИ-инструментами (55%) и анализ данных (38%).
Одновременно с этим россияне считают принципиально важными для построения карьеры следующие гибкие навыки:
-
Критическое мышление — 53%
-
Адаптивность и стрессоустойчивость — 49%
-
Навыки коммуникации, в том числе публичные выступления и переговоры — 47%
-
Управление проектами и работа в команде — по 44%
-
Эмоциональный интеллект — 42%
-
Креативность — 41%
По словам Марии Игнатовой, директора по исследованиям hh.ru, стремление совершенствовать ключевые мягкие компетенции проявляют как мужчины, так и женщины всех возрастных групп. Это связано с автоматизацией рутинных процессов и переходом к ценности личностных особенностей в вопросах трудоустройства. Эмпатия, гибкость, способность к договариванию и коллективному решению задач выходят на первый план и становятся конкурентным преимуществом.
Преобладающими практиками для освоения новых знаний являются:
-
Самостоятельное обучение (книги, статьи и видео) — 68%
-
Использование онлайн-курсов — 52%
-
Ожидание поддержки работодателя в формате корпоративных программ — 47%
-
Офлайн-образование (вузы, колледжи, мастер-классы) — 30%
При этом 70% опрошенных мотивированы внутренне, стремясь не потерять актуальность на рынке, а только 10% демонстрируют вынужденный подход из-за опасений по поводу утраты профессии.
Поделиться