Нейросети создают иллюзию креативности: открытие российских ученых

Томские специалисты высказали опасения о возможном отрицательном воздействии генеративных систем искусственного интеллекта на формирование творческих навыков учащихся.

Юлия УгловаАвтор Hi-Tech Mail

Специалисты Томского государственного университета установили, что внедрение генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в образовательный процесс способно подавлять истинную творческую активность студентов, порождая у них ошибочное чувство личной креативности. Выводы сделаны на основе эксперимента, посвященного изучению влияния инструментов на базе больших языковых моделей (LLM) на развитие творческих навыков обучающихся, говорится на сайте университета.

«В последнее время мы повсеместно видим, что студенты используют различные инструменты на базе ГИИ, например, СhatGPT, GigaChat и другие. Образовательное сообщество задается вопросом, как эти технологии влияют на компетенции студентов. Чтобы понять это, мы затеяли наше исследование», — комментирует заведующая лабораторией непрерывного образования Института дистанционного образования ТГУ Арина Иванова.

Специалисты остановились именно на креативности, так как эта компетенция считается ключевой для успешной самореализации индивида в современном обществе. Творческие способности традиционно воспринимаются как уникальное человеческое свойство, которое долго оставалось вне возможностей машин даже в эпоху активного научно-технического прогресса.

Для участия в исследовании были отобраны 60 студентов первого курса философского факультета Томского государственного университета. Участники были распределены на две группы, каждой из которых предложили выполнять творческие задания на протяжении четырехнедельного периода. Одна группа выполняла задания с использованием инструментов искусственного интеллекта, тогда как другая обходилась без помощи нейросети. По завершении эксперимента специалисты сопоставили объективные и субъективные оценки уровня креативности участников обеих групп.

Следует подчеркнуть, что участники первой группы не занимались простым копированием решений, созданных ИИ, а использовали подсказки нейросетей для самостоятельного формирования ответов. Тем не менее итоги эксперимента свидетельствуют о том, что учащиеся, применявшие технологии нейросетей, получили значительно худшие оценки креативности по всем параметрам — оригинальности, свежести идеи и объему генерируемых решений. Несмотря на это, сами испытуемые субъективно оценивали свою творческую активность гораздо выше. Как поясняет эксперт, это явление напоминает эффект плацебо: техника создает у студентов впечатление увеличения продуктивности, но фактические показатели оказываются ниже ожидаемого уровня.

Авторы исследования подчеркивают значимость полученных результатов для грамотного внедрения искусственного интеллекта в образовательные процессы. Основываясь на выявленных закономерностях, можно разработать методы, позволяющие применять инструменты генеративного ИИ без ущерба для основных интеллектуальных качеств обучающихся.

Ранее ученые придумали, как сделать роботов умнее и эффективнее.

  • Искусственный интеллект
  • Нейросети

Поделиться

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности