Креатив после структуры. Банькин пояснил важность алгоритма для дизайнера
Более 70% компаний в 2025 году используют ИИ хотя бы в одном из бизнес-процессов, в том числе и в дизайне. Поэтому теперь креативные индустрии и область дизайна все больше нуждаются в четких системах работы.
Согласно обзору Mordor Intelligence, рынок графического дизайна в 2025 году оценен в 55,1 млрд долларов. При этом, согласно другим отчетам, количество digital-заказов от брендов продолжает расти в среднем на 5,9 % в год. Параллельно резко увеличилось внедрение искусственного интеллекта. По данным McKinsey, более 70 % компаний в 2025 году используют ИИ хотя бы в одном из бизнес-процессов, в том числе и в дизайне. Но вместе с новыми инструментами появилась и новая проблема. Теперь креативные индустрии и область дизайна все больше нуждаются в четких системах работы. О том, как методология может стать ключом к развитию профессии, мы поговорили с выдающимся дизайнером, победителем престижной премии Red Apple, арт-директором, преподавателем и автором собственной методики, применяемой в ведущих агентствах, Александром Банькиным.
— Расскажите, как вы лично относитесь к ИИ в дизайне? Это угроза, помощник или хайп?
— Я считаю, что ИИ — это инструмент, и только. В технологиях нет угрозы, это иллюзия, что ИИ может думать за тебя. ИИ не способен сам поставить себе задачу, он не заменит креативного специалиста, но может ускорить процессы. А вот в чем реальная угроза сегодня, так это в отсутствии у дизайнеров понимания, какая вообще у них роль. А еще отсутствие вкуса и методик.
— Кстати, про методики. Вы являетесь автором методики «Идея, актуальность, крафт, джокер», которая завоевала широкую известность среди дизайнеров. Как именно эта методика может выручить в креативной профессии? И как она помогает работать с ИИ?
— Самое главное — то, что моя методика дает опору. Это своего рода рамка (не путать с шаблоном), в которой ты как дизайнер можешь осознанно идти от шага к шагу. Она помогает как в одиночной работе, так и в команде. Например, когда ты садишься за бриф, у тебя есть четыре опорные точки. Чего ты хочешь (идея), зачем это сейчас нужно (актуальность), как ты это показываешь (крафт) и чем ты удивишь в итоге (джокер). Это снимает у дизайнеров страх белого листа, и все дальнейшие шаги становятся предопределены. То есть шансы на проигрыш минимальны. Это важно особенно в агентской среде, где работает не один дизайнер, а целая команда. Система реально экономит время, повышает качество и избавляет от многих правок, а еще помогает использовать ИИ как помощника при решении задач.
— Ваша методика сегодня активно применяется и в агентствах, и при обучении. Мы знаем, что проект по брендингу уходовой косметики от команды студентов академии коммуникаций, где вы были преподавателем, занял первое место на итоговой защите курса «Брендинг нового поколения». Как вы поняли, что миру нужна такая методика?
— Тут нужна небольшая предыстория. Я учился в Волгограде на дизайнера архитектурной среды, но быстро понял, что это не мое. Переехал в Москву, работал курьером, а параллельно брал заказы на фрилансе. Дизайн был интуитивным, все делалось по наитию. Первые серьезные проекты были в кофейне «Кофеин». Именно там я впервые задумался, что картинка и визуал должны решать какие-то задачи. Уже в агентстве Plenum я руководил креативом и понял, что, если у одного дизайнера получилось, а у другого нет — это зачастую из-за отсутствия ориентиров. Тогда я и сформулировал методику, которая теперь помогает и мне, и другим. Она использовалась в Plenum, Wordshop, а также в других агентствах и маркетинг-отделах крупных брендов, например, в ВТБ. А в марте 2025-го я попал в Яндекс, и там тоже работаю по ней.
— Александр, один из ваших кейсов получил награду Red Apple в категории «Ребрендинг». Это одна из самых престижных креативных премий в России, отмечающая лучшие рекламные и дизайн-проекты за стратегию, идею и визуальную часть. Ваша работа была отмечена за вклад в развитие имиджа крупнейшей финансовой институции страны. Как рождалась эта работа и почему она оказалась знаковой?
— Это действительно был знаковый проект. В агентстве я отвечал за визуальную часть ребрендинга. Мы переосмысляли бренд такой мощной институции, как Московская биржа. Работа полностью проходила по моей методологии. Для меня лично победа стала подтверждением, что даже на уровне топовых брендов системный дизайн работает эффективнее, чем любой другой.
— Вы как талантливый дизайнер входили в состав жюри конкурсов Wordshop и «Битва умов». Это образовательные проекты, где конкурсанты работают над задачами совсем как в агентстве. Вам нужно было оценить результаты их работы. Что вы думаете про такие форматы?
— Это огромный опыт. Когда ты оцениваешь чужие работы, то начинаешь требовательнее относиться и к своей. К тому же это ответственно, так как я формирую будущую элиту дизайна. В «Битве умов» я судил 36-й выпуск. Попасть в жюри туда практически невозможно, но меня взяли, чем я горжусь. Там победили студенты, которые разработали айдентику для благотворительного фонда «Хрупкие люди». В другом конкурсе я был и преподавателем, и в аттестационной комиссии. Это была работа с уже состоявшимися профессионалами. Самое ценное для меня видеть, как студенты благодаря методике создают настоящие проекты и попадают в шорт-листы престижных фестивалей.
— В 2024-м вы были приглашены как признанный профессионал отрасли к участию в выставке престижной медиапремии «Апостол». Это первая в России премия, полностью посвященная медиа и бренд-медиа. В ней принимали участие мэтры индустрии, а на самой экспозиции были представлены лучшие проекты за минувшие несколько лет. Как это было, расскажите.
— Эта выставка важна тем, что она представляет собой срез медиадизайна в России. Для меня это был повод не столько показать себя, сколько посмотреть на других и вдохновиться.
— Весной этого года вы вступили в Международную общественную ассоциацию «Союз дизайнеров». Это сообщество, куда принимают далеко не каждого, а только признанных профессионалов. Насколько важным шагом это для вас стало?
— Я давно мечтал об этом и, когда они сами вышли на меня и пригласили, был несказанно счастлив. Союз для меня — это место, где можно делиться опытом и участвовать в формировании стандартов индустрии. Это для меня важный шаг признания на профессиональном уровне. Я хочу популяризировать свой подход, чтобы системность стала подспорьем для дизайнеров.
— Что нужно дизайнеру, чтобы оставаться востребованным в 2025 году?
— Может, прозвучит банально, но надо оставаться человеком. И если ты умеешь мыслить системно, то ты останешься в профессии при любом раскладе, даже при восстании машин.
Поделиться