Краткая история пейджера
17 сентября в результате взрыва пейджеров в Ливане пострадали несколько тысяч человек. Когда появился пейджер и кто им до сих пор пользуется — в справке «Ъ».
Пейджер (от англ. to page — «вызывать») — это приемник текстовых сообщений по пейджинговой сети. Каждому устройству присваивается индивидуальный код, который служит адресом. Таким образом информация поступает нужному абоненту.
Впервые пейджер был представлен в 1956 году компанией Motorola. Первыми пользователями гаджета стали сотрудники больниц и экстренных служб.
Устройство получило массовое распространение в 1980-х годах — на пике популярности в мире пейджерами пользовались свыше 163 млн человек. Оборудование производили Motorola, Nokia, Technomen, NEC, Oki Electric, Glenayre и другие компании. Долгое время пейджер выгодно отличался от мобильного телефона небольшой ценой и автономностью — заряда батареи хватало на месяц.
В России пик популярности пейджеров пришелся на 1990-е годы — Минсвязи РФ выдало лицензии более чем 400 операторам пейджинговой связи. К 2007 году пейджеры в РФ перестали продаваться, а к 2010 году операторов осталось не более пяти, их услугами продолжали пользоваться лишь корпоративные клиенты: экстренные службы, милиция, таксомоторные компании. Последней компанией, оказывающей услуги пейджинга в России, было ООО «Телекомт». В 2020 году, по словам основателя компании Леонтия Огарка, у нее было два постоянных клиента — Кольская АЭС и одна из больниц в Москве. В сентябре 2023 года Минцифры объявило о решении прекратить лицензирование пейджинговой связи в России.
В мире пейджерами по-прежнему пользуются экстренные службы, так как пейджинговые сети предоставляют более надежную связь, чем у мобильных устройств. Существуют любительские сети пейджинговой связи, работающие на свободных частотах.
Одним из самых популярных производителей пейджеров является тайваньская компания Gold Apollo — с начала 2022 по август 2024 года фирма экспортировала свыше 260 тыс. комплектов пейджеров.