Китайский двухместный истребитель-невидимка J-20 поступает на вооружение
На нем установили более мощный радар с инновационными полупроводниками и расширенный комплекс оптических датчиков. Второй пилот отвечает за управление беспилотниками, поддерживающими машину в бою. Темная окраска самолета делает его малозаметным.
Полина ТихоноваАвтор Hi-Tech Mail
Армия КНР готовится ввести в эксплуатацию новую двухместную версию своего передового стелс-истребителя J-20. Этот аппарат заметно отличается от предыдущих моделей — у него изменена форма носовой части, нанесен темный камуфляж и установлены усовершенствованные сенсорные системы. Технику совсем скоро введут в эксплуатацию. Данная модификация получила обозначение J-20S и стала первой двухместной в серии этих малозаметных истребителей, которые ранее выпускались только в однопилотном варианте.
Ключевая особенность J-20S — размещение второго члена экипажа, что потребовало переработки передней части самолета и увеличения размеров хвостового оперения. На борту установлены современные двигатели WS-10C собственного производства, обеспечивающие улучшенную тягу и маневренность.
Благодаря модернизации истребитель способен выполнять более сложные задачи, включая координацию беспилотных аппаратов и проведение электронных операций, что значительно расширяет его тактические возможности. Его оснастили передовой радиолокационной системой с активной фазированной антенной решеткой, где, вероятно, используются полупроводники из нитрида галлия и в результате снижается тепловая нагрузка.
Важным обновлением стала новая оптико-электронная установка, расположенная под носовой частью машины. Благодаря ей обзор открывается вокруг всего корпуса. Также она высоко чувствительна и превосходит прежние версии, поэтому экипаж быстрее обнаруживает цели, что критично в современных воздушных боях.
Камуфляж двухместного J-20S выполнен в темно-серых тонах с почти черными участками. Он малозаметен для радаров и визуальных средств детектинга. По предположениям экспертов, такая окраска содержит специальные материалы, поглощающие радиоволны.
Разработка двухместной версии J-20 стартовала в 2018 году, но первые летные испытания прототипа состоялись лишь в конце 2021-го. С тех пор появилось несколько новых образцов и конструкция постоянно совершенствовалась. Предполагается, что второй пилот будет выполнять функции управления «верными ведомыми» — беспилотниками, сопровождающими и поддерживающими истребитель в боевых условиях. Этот подход уже активно исследуется как в Китае, так и в США, поскольку расширяет возможности разведки и снижает риски для людей.
Кроме того, в Китае продолжается работа над многоцелевым истребителем J-35, предназначенным для авианосцев. На недавних фотографиях видно, что у этой машины улучшили систему посадочного крюка, позволяющая эффективно тормозить при посадке на палубу корабля. Это важное усовершенствование для морской авиации, ведь оборудование должно быть компактным и скрытым, чтобы не ухудшать аэродинамические характеристики. Пока Китай активно разрабатывает самолеты шестого поколения, именно J-20 остается основным тактическим истребителем ВВС, задающим темп развития воздушных сил на ближайшие годы.
В итоге, инженеры Китая серьезно доработали J-20, сделав его более универсальным и высокотехнологичным. Разработка двухместного варианта открывает новые возможности для управления боевыми операциями в воздухе, особенно в связке с дронами и электронными системами.
На фоне усиления воздушного соперничества авиасудно сильно увеличит оборонный потенциал Китая и при этом останется малозаметным и маневренным.
Ранее мы писали о том, что китайские самолеты-невидимки шестого поколения научились приземляться на движущиеся корабли.
X — соцсеть, признанная экстремистской и запрещенная на территории РФ.
- Китай
Поделиться