Китай спустил на воду «Тунцзи» — первое исследовательское судно нового поколения

Судно может автономно планировать плавание и избегать опасностей. Двигательная установка с азиподами обеспечивает отличную маневренность. На борту размещены лаборатории с гибкой конфигурацией для разных научных направлений. Пока аналогов нет ни в одной другой стране.

Китай спустил на воду «Тунцзи» — первое исследовательское судно нового поколения

Полина ТихоноваАвтор Hi-Tech Mail

Китай представил свое первое интеллектуальное океанское исследовательское судно «Тунцзи», построенное в Шанхае. 82‑метровая платформа нового поколения рассчитана на команду из 15 специалистов и 30 ученых с запасом хода около 8 тыс. морских миль. Это полностью автономная платформа, которая помогает в научных задачах, подвижный образовательный центр Университета Тунцзи, где студенты изучают инженерные, океанографические и робототехнические направления на практике.

Судно способно самостоятельно рассчитывать оптимальный курс, учитывая погодные условия, экономию топлива и морские волны. В нем предусмотрена возможность удаленного контроля с берега, а в открытом море оно умеет обходить препятствия и заплывать в порт без участия человека. Система автоматической швартовки существенно повышает безопасность при маневрах в порту.

Двигательная установка сочетает дизель-электрическую тягу с поворотными движителями азиподного типа. Благодаря этому судно высоко маневренное. «Тунцзи» уже получила классификацию I‑ship — интеллектуального судна с возможностями удаленного мониторинга, диагностики неполадок и управления энергопотреблением.

Лаборатории располагаются в контейнерах площадью 320 м². Это позволяет быстро менять научные модули для работы в областях биологии, океанохимии, геологии и метеорологии. На борту можно выполнять широкий спектр задач, включая прокладку подводных коммуникаций и работу с робототехникой и дронами.

Связь внутри судна и с внешним миром обеспечивается мультиканальной системой, которая охватывает коммуникацию между кораблями, береговыми станциями, подводными аппаратами и беспилотниками. Управление осуществляется через интеллектуальную платформу, которая упрощает координацию сложных исследований.

Во время майских испытаний «Тунцзи» спокойна вошла в порт и покинула его, отлично показала себя в проливах и эффектно уходила от угроз без вмешательства экипажа. Машинное отделение тоже оборудовано системой удаленного наблюдения. Она самостоятельно выявляет неисправности и активирует резервные механизмы. Поэтому вероятность ошибок сведена к нулю.

У китайской разработки есть аналоги. Например, американский OceanXplorer. Он визуализирует океан, но не умеет сам строить маршруты и управляться без помощи людей. Британский Oceanus пока только строится и уступает по размерам и возможностям лабораторий. Существуют еще автономные катамараны — Mayflower и норвежский Yara Birkeland. Они плавают без экипажа, но не подходят для сложных научных исследований. Китайский Zhu Hai Yun ближе к «Тунцзи» по классу, но в нем не получится обучать студентов.

Пока ни одна из версий конкурентов не может полноценно побороться за звание интеллектуального и автономного. Судно же из КНР может ходить в море, передавать данные и чинить подводные объекты — все благодаря ИИ и гибкой конструкции.

Ранее мы писали о том, что в Японии строят плавучий ЦОД мощностью 73 МВт.

  • Китай

Поделиться

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности