Как технологии меняют развитие детей: названы плюсы и минусы

Ученые предупреждают: цифровые устройства могут незаметно менять то, как дети учатся понимать мир и взаимодействовать с окружающими.

Светлана ЛевченкоАвтор новостей

Эту картину, пожалуй, хотя бы раз в жизни видел каждый: в автобусе или в парке взрослый держит перед ребенком телефон, на экране мелькают яркие кадры мультфильма, оба смеются, но при этом полностью поглощены именно картинкой в смартфоне. Они не бросают ни одного взгляда друг на друга или вокруг себя, не пытаются обсудить не то что происходящее рядом, но даже сам мультфильм.

Таких моментов становится все больше — цифровые устройства прочно вошли в жизнь современного человека и изменили ее. И точно так же они уже меняют то, как дети узнают мир и как они взаимодействуют друг с другом и со своими родителями. В связи с этим ученые все чаще задаются вопросом: как эти перемены влияют на развитие современных малышей?

Развитие человека — это, по сути, социальный процесс. С младенчества дети учатся через общение, наблюдая за реакцией взрослых, отвечая взглядом, жестом, смехом. Эти крошечные, повседневные обмены эмоциями и информацией — когда мама с ребенком останавливаются, чтобы разглядеть проползающую по дорожке улитку или читают книгу за завтраком — формируют фундамент человеческого общения.

Именно в таких «совместно сконструированных» моментах малыш осваивает ритмы диалога: когда пора начать говорить, когда нужно умолкнуть, как смотреть в глаза собеседнику перед тем, как указать на предмет. Исследования за последние полвека убедительно показали: без этих моментов, какими бы незначительными они ни казались, ребенок не может в полной мере научиться быть частью социальной жизни.

Но в наши дни ранний опыт малыша все чаще включает в себя гаджеты. По данным психологов, две трети детей от двух до пяти лет проводят перед экраном смартфона, планшета или телевизора более часа в день, причем возраст начала использования гаджетов неуклонно снижается — теперь смартфон то и дело можно увидеть в руках младенца, едва научившегося сидеть в коляске.

Ученые находят у постоянного «экранного» присутствия двойственные последствия. С одной стороны, яркие мультфильмы и обучающие приложения могут действительно обогащать словарный запас и даже помогать регулировать эмоции. С другой — систематические наблюдения показывают: избыток экранного времени связан с нарушениями речи, проблемами концентрации внимания, нарушениями сна и снижением качества игр. Даже если телевизор в комнате просто работает фоном, малыш быстрее теряет фокус внимания и играет более поверхностно.

Но, отмечают нейробиологи, виновата не сама технология, а способ, которым мы ее используем. Мобильные приложения и стриминговые сервисы — всего лишь инструмент, и лишь от взрослых зависит, станет ли он помощником в развитии крохи или барьером в общении.

Еще сто лет назад педагоги говорили о том, что главное, что может дать взрослый ребенку, — внимание, и это суждение не утратило своей ценности. Совместное наблюдение за окружающим миром, разговоры, чтение или даже общая скука, когда ребенку предстоит самостоятельно найти себе занятие — это простые, но незаменимые формы контакта.

Специалисты советуют не искать «золотой рецепт» и не демонизировать гаджеты: иногда телефон действительно может выручить измотанного родителя. Главное — сохранить время, когда взгляд направлен не в экран, а друг на друга. Именно в эти, на первый взгляд незначительные минуты, формируется то, что делает нас людьми — способность мыслить и взаимодействовать с окружающим миром.

Ранее специалисты предупредили об опасности детских игрушек с ИИ.

  • Психология

Поделиться

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности