Apple, Tesla и другие вертикально интегрированные компании получат преимущества с доступом к сырью при его дефиците
Пока политики щедро обмениваются сокрушающими санкциями, рядовые потребители страдают от дефицита товаров, роста цен и задержек с поставками продукции. Между тем, в американской послевоенной истории есть пример успешного выхода из кризиса на рынке, связанный с вертикальной интеграцией бизнеса. В нынешних условиях устойчивость к изменчивой конъюнктуре могут продемонстрировать Tesla, Apple и IKEA.
Издание Barron’s вспоминает, как на своих тогда ещё бумажных страницах писало в октябре 1946 года, что американские потребители столкнулись с дефицитом мужских рубашек, который длился несколько месяцев спустя после окончания Второй мировой войны. В тех условиях крупные торговые сети типа Macy’s и Gimbels оказались в более выигрышном положении, поскольку имели доступ к материалам для изготовления рубашек, а потому одни из немногих смогли продолжить их реализацию в первые послевоенные месяцы.
Сейчас, как утверждает источник, вертикальная интеграция бизнеса тоже обретает важное значение для доступа компаний к сырью и комплектующим. В этой ситуации Tesla получает преимущество на фоне многих автопроизводителей, хотя её примеру стремятся следовать даже зрелые американские корпорации типа General Motors или Ford Motor. И если последняя на заре своей истории демонстрировала качества вертикально интегрированного бизнеса, то после шестидесятых годов прошлого века последовала примеру General Motors, перейдя к горизонтальной интеграции. Оба крупнейших американских автопроизводителя сейчас стараются получить прямой доступ к тяговым батареям — важнейшему виду компонентов, используемому при производстве электромобилей.
Apple имеет давние традиции вертикальной интеграции, она любит разрабатывать уникальные компоненты, а если подрядчики в силу ряда причин не могут организовать их массовое производство, то она сама приобретает для них оборудование и делает сопутствующие инвестиции. Но даже этому гиганту не удаётся избежать влияния дефицита компонентов, что отчасти доказывается вчерашним дебютом iPhone SE третьего поколения, который подорожал с $399 до $429 на фоне предшественника.