Голова Корлека: раскрыт секрет пугающей трехликой кельтской скульптуры
В 1855 году в ирландском городке Друмиг, примерно в 100 километрах к северо-западу от Дублина, была обнаружена загадочная каменная голова с тремя лицами. Скульптура, получившая название голова Корлека, была создана кельтами в первом веке нашей эры для языческих ритуалов.
Светлана ЛевченкоАвтор новостей
Скульптура высотой 33 сантиметра хранится в Национальном музее Ирландии, и специалисты называют ее «лучшим образцом своего типа». Три лица имеют тяжелые брови, широкий нос и узкий рот, причем в одном из ртов есть небольшое отверстие в центре. В основании головы также имеется отверстие, возможно, для крепления к пьедесталу.
Археолог Энн Росс в своем исследовании 1960 года писала, что «культ головы» был глубоко укоренившейся традицией в кельтском обществе, связанной с концепциями божественности и сверхъестественной силы. Идея культа восходит к древнегреческому историку Диодору Сицилийскому, который в первом веке до нашей эры писал, что кельты любили отрубать головы своих врагов и выставлять их, прикрепленными к шеям своих лошадей.
Точное значение головы Корлека продолжает оставаться предметом дебатов. Историк Джонатан Смит собрал ключевые гипотезы относительно этой загадочной скульптуры. Она могла быть изображением кельтского бога Луга, установленным на столбе как фаллический символ плодородия. Луг считался знатоком многих искусств и ремесел, и три лица могут представлять различные технологии. Эта версия предполагает, что голова Корлека использовалась во время Лугнасад — кельтского праздника урожая.
Однако, по мнению Смита, голова Корлека могла символизировать и противоположное — разрушение. Название местности Друмиг, где был найден артефакт, можно перевести с ирландского языка как «Холм Смерти», а поблизости от головы археологи обнаружили останки принесенного в жертву человека железного века. Такой контекст породил гипотезу, согласно которой трехликая каменная голова могла быть частью ритуала, связанного с жертвоприношением и идеей возрождения через смерть.
Независимо от того, была ли голова Корлека связана с человеческими жертвоприношениями, археологи считают, что средневековые ирландцы считали эту языческую скульптуру проклятой. Поэтому они закопали ее где-то между X и XIII веками, предав таким образом забвению ранние кельтские религиозные традиции.
Трехликие головы встречаются в кельтском искусстве и могут символизировать различные аспекты божества или представлять прошлое, настоящее и будущее. Число три само по себе имело особое значение в кельтской культуре и часто ассоциировалось с божественной силой и магией.
В наши дни голова из Корлека остается не только памятником древнего искусства, но и загадкой, в которой переплелись мифология, ритуалы и страх перед забытым прошлым.
Ранее мы рассказали о тайне загадочных римских додекаэдров.
Поделиться