Палитра палеолита: найден древнейший природный краситель Европы

Художники палеолита использовали в основном красный и черный красители. Находка древних предметов со следами синего красителя азурита стала первой на территории Европы. Возможно, в синий цвет раскрашивали ткани и тела людей.

Дмитрий ПавловАвтор Hi-Tech Mail

Благодаря открытию, которое позволяет по-новому взглянуть на доисторические истоки искусства и креативности, исследователи выявили самое раннее известное использование синего минерального пигмента на территории Европы.

На стоянке эпохи палеолита в Мюльхайме-Дитесхайме, Германия, археологи обнаружили следы синего налета на каменном артефакте, возраст которого составляет около 13 тысяч лет. Используя набор передовых научных исследований, ученые подтвердили, что следы принадлежат ярко-синему минеральному пигменту азуриту, ранее не встречавшемуся в образцах палеолитического искусстве в Европе. Результаты их работы опубликованы в журнале Antiquity.

По мнению ведущего автор исследования, доктора Иззи Вишер (Izzy Wisher) из Орхусского университета, это бросает вызов прежним знаниям об использовании красителей в палеолите.

До сих пор ученые полагали, что доисторические художники эпохи использовали преимущественно только красные и черные пигменты — других цветов в искусстве этого периода нет. Считалось, что это связано с отсутствием синих минералов или их недостаточной визуальной привлекательностью. Учитывая отсутствие синего цвета в искусстве эпохи палеолита, новое открытие позволяет предположить, что синие минеральные пигменты использовались либо для украшения тела, либо для окрашивания тканей — деятельности, которая почти не оставляет археологических следов.

Присутствие азурита показывает, что люди эпохи палеолита обладали знаниями о минеральных пигментах и имели доступ к гораздо более широкой цветовой палитре, чем считалось ранее. Возможно, они были весьма взыскательны в выборе цветов.

Первоначально считалось, что камень со следами азурита служил основанием масляного светильника. Но теперь ученые выдвинули гипотезу, что это была поверхность для смешивания красок или для целенаправленного приготовления синих пигментов. Такие версии предполагают сложные художественные или косметические традиции, которые сегодня остались практически неизвестными.

Полученные данные заставляют переосмыслить искусство палеолита и использование красителей. Становится ясно, что древние люди выражали свою идентичность и статус с помощью гораздо большего разнообразия декоративных средств, чем представлялось ранее.

О доисторической наскальной живописи монгольских охотников мы рассказали тут.

Поделиться

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности