Не как у SpaceX: ULA придумала уникальную схему повторного использования ракет
Пытаются удешевить запуски для повышения конкурентоспособности.
Сергей ПерельманАвтор новостей
Исполнительный директор компании ULA Тори Бруно рассказал о планах оператора по частичному повторному использованию первых ступеней ракет Vulcan. Он раскрыл схему, которая позволит сохранять самую дорогую часть носителя — его силовую установку — для повторного использования после небольшого технического обслуживания.
О том, что новая ракета Vulcan может стать многоразовой, в ULA заявляли еще на начальном этапе ее проектирования. При этом в дальнейшем эта тема не затрагивалась, и носитель конструировался как классическая ракета с полностью расходуемыми узлами. Например, отсутствовали попытки интегрировать в нее рули, опоры или другие конструкции, которые типичны для носителей, использующих возвращение и посадку первой ступени. Такую схему использует SpaceX, по такому же пути идут и несколько китайских компаний, тестирующих свои многоразовые ракеты.
Теперь Бруно рассказал о проекте SMART (Sensible Modular Autonomous Return Technology). Он предполагает создание модульной конструкции первой ступени, в которой двигательная секция отделяется. Она снабжается комплексом возврата: защитным экраном и парашютами. После приводнения двигатели оперативно извлекает эвакуационная группа, и после ремонта они снова могут быть использованы.
Анализ ULA показал, что таким образом можно добиться даже более существенной экономии средств, чем при схеме, которую использует SpaceX. Возвращение двигателей, а не посадка ступени, оказывается гораздо более дешевым. При этом обслуживать ступени ракет Falcon 9 и Falcon Heavy тоже необходимо. А двигатель — самый дорогой компонент в этой части носителя. Сам корпус первой ступени не представляет большой ценности.
В кормовой части ракеты помимо двигателей находятся системы управления топливными каналами, авионика и другие ценные компоненты. Их тоже планируется отделять и возвращать вместе с силовой установкой. ULA планирует так модифицировать конструкцию, чтобы в остальной части носителя оказался только топливный бак.
Компания намерена начать летные эксперименты с возвратом двигателей уже в 2026 году. Кроме того, Бруно пообещал, что ULA не остановится на этой модернизации — в планах сделать и другие шаги к увеличению многоразовости ракеты Vulcan.
Ранее мы рассказывали, что ULA впервые запустила секретную миссию на ракете Vulcan.
- космос
Поделиться