Ученые выяснили, почему некоторые люди не учатся на своих ошибках

Зачем одни и те же люди снова и снова совершают поступки, которые явно вредят им самим — даже тогда, когда они уже знают, что делают нечто разрушительное?

Ученые выяснили, почему некоторые люди не учатся на своих ошибках

Светлана ЛевченкоАвтор новостей

Новое исследование Университета Нового Южного Уэльса (UNSW) в Сиднее предлагает неожиданный ответ на этот вопрос: люди по-разному воспринимают наказание, и у некоторых просто не получается извлечь из него урок. Это может объяснять устойчивые формы саморазрушительного поведения — вредные привычки, зависимости, токсичные отношения или саботаж собственных целей.

В ходе масштабного эксперимента ученые оценили, как участники из 24 стран реагируют на простую обучающую задачу, смоделированную в виде компьютерной игры. Участникам нужно было зарабатывать очки, нажимая на одну из двух виртуальных планет: одна была безопасной, другая — потенциально «наказующей», периодически отнимая набранные очки. После трех раундов игры испытуемым прямо сообщили, какая из планет вредоносна. Казалось бы, все ясно: отныне любой рационально мыслящий человек должен был бы избегать риска. Но реальность оказалась сложнее.

Результаты показали, что все участники условно разделились на три устойчивые группы. Первые — «чувствительные» — быстро поняли, какая планета опасна, и перестали ее выбирать еще до того, как им об этом рассказали. Вторые — «неосведомленные» — не смогли самостоятельно выявить причинно-следственную связь между нажатием на планету и уменьшением очков, но скорректировали свое поведение после объяснений. Третьи же — «компульсивные» — остались верны первоначальному выбору, даже когда знали, что он приводит к негативным последствиям. Более того, они не считали свое поведение ошибочным: на вопрос о том, какую стратегию эти участники считают наилучшей, они с уверенностью описывали именно ту, которая им уже неоднократно навредила.

Особенно поразительным стало то, что спустя полгода — на втором этапе исследования — большинство участников остались в своих поведенческих категориях. Это означает, что речь идет не о случайных ошибках или временном непонимании, а о стабильных, устойчивых стилях принятия решений, которые практически напоминают черты личности. Причем склонность к «компульсивному» поведению чаще наблюдалась у участников старшего возраста, что может быть связано со снижением когнитивной гибкости — способности менять мышление и адаптироваться к новой информации.

Авторы работы подчеркивают: дело не в том, что такие люди ленивы или безразличны. Они действительно стараются, вовлечены, и при этом не могут связать знание о вреде того или иного действия с изменением таких действий. Это наблюдение может многое объяснить: от того, почему люди продолжают курить или играть в азартные игры после предупреждений, до того, почему некоторые уголовные наказания оказываются неэффективными. Просто одни люди действительно учатся на ошибках, а другим нужны дополнительные усилия, чтобы соединить знание и поведение. Возможно, универсальные меры воздействия — штрафы, запреты, разъяснительные кампании — работают не для всех.

Безусловно, условия в эксперименте были сильно упрощены, но его выводы полезны для реальной жизни. Понимание разных типов реакций может лечь в основу новых подходов к терапии зависимостей, поведенческому консультированию или профилактике рецидивов. Очевидно, что вместо универсальных решений более эффективны точечные, персонализированные подходы, которые будут учитывать тип личности и то, что некоторые люди могут игнорировать прошлый опыт.

Ранее ученые объяснили, что такое ловушка тройного пика рабочего дня и как ее избежать.

Поделиться

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности