«Ивановский стандарт»: Губкинский университет успешно испытал особо прочный асфальт
На трассе Шуя – Ковров провели эксперимент с новым типом асфальта. В смесь ввели специальную добавку, повышающую прочность и эластичность. Разработка продлевает срок службы покрытия.
Полина ТихоноваАвтор Hi-Tech Mail
В Ивановской области проверили в деле новый тип дорожного покрытия. Разработка принадлежит специалистам Губкинского университета. В обычный асфальт они ввели уникальную добавку — МСБ1. Она создает внутри смеси особую сетчатую структуру. Пять лет подряд ученые наблюдали за дорогой на тестовом участке Шуя — Ковров, и результат оказался впечатляющим. Ни серьезных разрушений, ни колей, ни крошки инспекторы не обнаружили — дорожная поверхность осталась практически в идеальном состоянии.
Состав планировали сделать, чтобы продлить срок службы проезжей части и уменьшить износ при активной эксплуатации. Новый материал показал высокую износостойкость, особенно в тех местах, где тормозят тяжелые машины. Он стал меньше повреждаться из-за растрескивания при холодах и теперь сохраняет упругость даже в жару. Без таких свойств сложно обойтись в условиях средней полосы России, где зимой может быть −30°, а летом под +40° в тени.
Дополнительно покрытие уменьшает уровень шума от транспорта и обеспечивает лучшее сцепление шин с полотном. Водители безопаснее тормозят в дождь и при наледи.
Добавка МСБ1 действует на молекулярном уровне. Она связывает минеральные частицы и битум, создавая прочный каркас, который не дает материалу «расползаться». Кроме того, благодаря ее применению можно сократить количество битума в смеси. Это удешевляет производство на 10% — а значит, можно строить больше при тех же затратах.
Разработку продолжают проверять на других участках. В той же Ивановской области проложили еще один километровый отрезок — его будут изучать до конца 2028-го года. Параллельно специалисты подбирают параметры состава для более суровых регионов — Сибири, Крайнего Севера и южных районов. В каждом случае требуется точная настройка, поскольку погодные условия влияют на долговечность и поведение покрытия.
Составы попытались адаптировать под современные виды нефтепродуктов. Сегодня после переработки сырья остается больше остатков, и старые способы подготовки дорожных смесей слишком загрязняют среду. МСБ1 как раз решает эту проблему — она позволяет компенсировать слабые стороны битума, полученного из вязкой нефти. Разработка велась при участии научного центра, специализирующегося на подобных материалах.
Сейчас идут переговоры с подрядчиками и властями, чтобы начать широкое внедрение технологии. Если запуск производства не затянется, асфальт с новой добавкой появится во многих регионах — от Калининграда до Владивостока.
Ранее мы писали о том, что ученые разработали прочный асфальт из выкуренных сигарет.
Поделиться