В Японии успешно испытали новую ракету H-3

Три водородных двигателя, никаких ускорителей, полностью модульная система — так выглядит новая ракета. Японские инженеры сделали ставку на простоту, мощность и адаптивность. Конструкция позволяет менять параметры в зависимости от груза и задачи. Осенью пройдет первый реальный полет.

В Японии успешно испытали новую ракету H-3

Полина ТихоноваАвтор Hi-Tech Mail

В Японии проверили в деле новую тяжелую ракету H3. Она приходит на смену хорошо зарекомендовавшей себя H-2A, которая проработала почти двадцать лет. На этот раз инженеры проводили наземную огневую проверку — запуск двигателей без отрыва от стартового стола. Все сработало как надо: моторы вышли на нужную тягу, система управления справилась, корпус выдержал вибрации.

Проверяли вариант H3−30S — облегченную конфигурацию без боковых ускорителей. На первой ступени установлены три кислородно-водородных двигателя LE-9, каждый выдает более 1 500 кН тяги. Такие силовые установки работают чище и позволяют точнее дозировать импульс. Благодаря этому ракету проще использовать для орбиты и для дальних полетов.

Аппарат сделан по блочному принципу. В зависимости от задачи к центральному модулю можно прикрепить от нуля до четырех ускорителей на твердом топливе. Такая гибкость позволяет запускать разные грузы, включая легкие спутники и тяжелые телекоммуникационные платформы. Вариант с тремя основными двигателями и укороченным обтекателем подходит, например, для миссий с небольшими аппаратами.

Испытания прошли на космодроме Танэгасима. Полет запланирован на осень — на борту будет учебная модель спутника и несколько миниатюрных аппаратов. Они нужны, чтобы проверить, как ракета справляется с реальными вызовами.

Созданием H3 занималось Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA в сотрудничестве с Mitsubishi Heavy Industries. Они запланировали сделать простую в обслуживании, но мощную ракету. В конструкции использовано меньше деталей, чем у H-2A, поэтому риск отказов снижается и сборка упрощается. Учитывались и современные материалы: топливные баки из композитов, новая система охлаждения сопел, цифровая начинка для управления и диагностики.

По расчетам, H3 способна выводить до 6,5 т на геопереходную орбиту, а затраты на запуск ниже почти в два раза по сравнению с предшественником. Теперь Япония может предлагать услуги выведения спутников другим странам.

Аналогичные модульные ракеты с возможностью конфигурирования под миссию есть и в других странах. Например, Falcon 9 от SpaceX (США) тоже может запускаться в варианте без боковых ускорителей, но при необходимости используется тяжелая версия Falcon Heavy с тремя ступенями.

В Европе недавно представили Ariane 6, которая тоже бывает в версиях с двумя или четырьмя боковыми ускорителями. В Китае активно развивают семейство Чанчжэн-5 (Long March 5) — эти ракеты применяют жидкое топливо, могут нести разные обтекатели и грузы разного веса. В Индии — собственная разработка LVM3, тоже с модульной архитектурой: центральный жидкостный блок и два твердотопливных ускорителя. Все эти носители создаются с расчетом на универсальность, сниженную стоимость запусков и адаптацию под нужды как госпрограмм, так и коммерции.

Ранее мы писали о том, что Турция представила свою первую гиперзвуковую ракету Tayfun Block-4.

Поделиться

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности