Пир на весь мир: зачем древние люди тащили живых кабанов за десятки километров
Во многих культурах на праздники принято приходить со съедобными подарками. Так было в неолитическом Иране, где на важные ритуальные пиршества люди тащили по горным тропам живых диких кабанов за много километров. Об этом рассказали… зубы съеденных кабанов.
Дмитрий ПавловАвтор Hi-Tech Mail
Пиршества играли важную роль в укреплении социальных связей между доисторическими общинами. В раннем неолитическом Асиабе, западный Иран, о церемониальном пиршестве свидетельствуют разделанные черепа девятнадцати диких кабанов (Sus scrofa), сильных и опасных животных, на которых в то время в регионе охотились лишь в исключительных случаях.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, археологи использовали микроскопические модели роста зубов для проведения геохимического анализа тканей пяти диких кабанов из Асиаба и изучили географию происхождения животных.
Набор данных включает 165 значений стабильных изотопов кислорода, 107 соотношений изотопов стронция и карты концентраций бария. Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на расположение Асиаба в среде, благоприятной для диких кабанов, животные, используемые для церемониального пиршества, происходят из широкого географического ареала, и, по крайней мере, некоторые из них требовали транспортировки на значительные расстояния по горной местности.
Это углубляет наше понимание усилий, прилагаемых участвующими в проекте сообществами, жившими до начала ведения сельского хозяйства, для обеспечения социальной взаимосвязи в более широком масштабе. Участники пиршества оставили после себя черепа 19 диких кабанов, которые они аккуратно сложили вместе и запечатали в яме внутри круглой постройки. Следы на черепах кабанов указывают на то, что животных для пиршества забили и разделали на месте. Но откуда они там взялись?
Неолитические пиршества широко описаны в археологических источниках. В основном они проводились в общинах, которые полагались на сельское хозяйство в качестве источника запасов продовольствия. Существует гипотеза, что пиршества могли быть движущей силой перехода к сельскому хозяйству.
Особенностью праздника в Асиабе является не только его ранняя историческая дата, но и то, что на мероприятие собрались люди со всего региона. Об их количестве говорит хотя бы число съеденных кабанов. Очевидно мероприятие было крайне значимым для его участников.
Еда и кулинарные традиции являются неотъемлемой частью культур по всему миру. Праздники, фестивали и другие социально значимые мероприятия обычно связаны с едой. Так было в языческий период, традиции сохранились и в эпоху монотеистических религий. Сложно представить Рождество без индейки, Курбан-Байрам без барашка, а пасху без мацы.
Во многих странах и культурах очень ценятся съедобные подарки. Во Франции принято дарить хороший сыр, в Австралии — вяленое мясо крокодила, а Южной Корее — черного цыпленка. Как и сегодня, люди, жившие в прошлом, осознавали важность взаимности и места, и разработали обычаи праздничных съедобных даров. Например, на древних пиршествах в Стоунхендже люди ели мясо свиней, привезенных из разных уголков Британии. Новые находки показывают, что подобные традиции существовали и до возникновения животноводства.
Чтение по зубам
Зубы животных растут циклично, как деревья. Подобно деревьям и их годичным кольцам, зубы в процессе роста ежедневно откладывают видимые слои эмали и дентина. Эти слои роста отслеживают закономерности развития и изменения в потреблении определенных химических элементов с пищей. Исследователи срезали зубы диких кабанов из Асиаба таким образом, чтобы проследить эти слои роста под микроскопом.
Они определили состав эмали примерно с недельными интервалами. Изменчивость изотопных соотношений позволила предположить, что, по крайней мере, некоторые из диких кабанов, съеденных на пиршестве в Асиабе, проделали путь как минимум в 70 км — в гористой местности это несколько дней, а если учитывать сопротивление животных, то и недель пути. Не исключено, что для праздника предназначались специально прирученные поросята, которых выращивали в общине. Но наиболее вероятным объяснением является то, что на кабанов охотились в отдаленных районах, ловили и живыми доставляли на место в качестве вклада в общее меню.
В основе социальных взаимодействий лежит взаимность. Точно так же, как сегодня это происходит с тщательно подобранной бутылкой вина, эти кабаны, привезенные издалека, возможно, служили для того, чтобы отметить место, событие и социальные связи посредством вручения съедобных даров.
Недавно мы рассказали, как «правильные» кишечные бактерии свиней улучшают качество свинины.
- История
Поделиться