Люди в сети плачут от звуков умирающего ледника
Мортерач — один из самых быстро тающих ледников в Альпах. Швейцарский художник решил показать изменения климата без лишних слов и графиков. Он записал, как звучит ледник, умирающий на наших глазах. Зрители и слушатели по всему миру рыдают от композиции.
Полина ТихоноваАвтор Hi-Tech Mail
Швейцарский ледник Мортерач (Vadret da Morteratsch) стремительно тает. За последние 30 лет он потерял около трети объема. Это одно из крупнейших подобных созданий природы в Восточных Альпах. И если обратиться к временной шкале, то видно, что его длина сократилась с 7 км по показателям на 1973-й год до менее 5,9 км на момент 2016-го года.
Художник Людвиг Бергер решил записывать звуки последнего дыхания этого ледника, чтобы показать, в насколько живой и хрупкой среде мы на самом деле живем.
Бергер использует гидрофоны и контактные микрофоны, он размещает их внутри трещин, в лужах и у языков тающего льда. Аппаратура улавливает тихий «плеп» пузырьков воздуха, которым сотни и тысячи лет, хруст и треск крупных глыб и подземное шипение. Арт-деятель отправляет собранные данные на сервер и превращает их в саунд‑инсталляцию и аудиодокумент.
Эти записи стали основой короткометражного фильма «Crying Glacier», снятого Лутцем Штаутнером и не так давно выпущенного продакшн‑студией El Flamingo. Сам фильм длится около 10 мин. Его уже показывали на фестивалях, включая VERZIÓ в Будапеште. Зрителей и всех причастных к проекту поражает, насколько геофония (звуки земли) передает драму климатических изменений через акустическое содержание.
Ледник предстает перед людьми сознательным существом. Звукопастораль складывается в целый язык, благодаря тому, что ледник издает что-то похожее на щебет птиц и гул синтезатора. Каждый трек альбома Crying Glacier отражает, как ледник кричит, капли падают, трещины раздаются — и в целом полифония усиливает ощущение вымирания.
Проект приурочен к Международному году сохранения ледников 2025, объявленному ЮНЕСКО и ВМО. Альбом — часть серии форматов MIT‑проектов «Ice sounds». Кроме фильма и треков команда запланировала арт‑проект Sound DNA: звуки заморозят в ДНК и поместят в капсулу прямо в породе рядом с ледником. Через 100 лет эти записи смогут быть извлечены и воспроизведены нашими потомками.
По словам слушателей со всего света, наиболее живые звуковые фрагменты кажутся одновременно тревожными и прекрасными будто это «симфония скорби». За природной акустикой скрывается прямое свидетельство климатического кризиса. Станет ли это последним голосом ледника — зависит от темпов загрязнения окружающей среды.
Ледники, расположенные в регионах с повышенной температурой вроде Антарктиды и Гренландии, тают быстрее всего. Особенно подвержены этому процессу те из них, что находятся на побережье с теплым океанскими течениями. Также быстрое таяние наблюдается у горных ледников в Альпах, Гималаях и других высокогорных районах.
Ранее мы писали о том, как таяние вечной мерзлоты влияет на Колыму.
Поделиться