Новый анализ ставит под сомнение изоляцию острова Пасхи
До сих пор считалось, что древние полинезийцы осваивали острова Тихого океана с запада на восток, завершив колонизацию островом Пасхи (Рапа-Нуи), и это всегда был «билет в один конец». Однако радиоуглеродный анализ однотипных ритуальных сооружений марае показал, что там они появились раньше, чем в остальной Полинезии.
Дмитрий ПавловАвтор Hi-Tech Mail
Археологи проанализировали ритуальные помещения и монументальные сооружения по всей Полинезии, поставив под сомнение идею о том, что Рапа-Нуи (остров Пасхи) развивался изолированно после своего первоначального заселения. Первые люди в Полинезии заселили острова с запада на восток, быстро распространяясь от Тонги и Самоа по морю в Восточную Полинезию, а оттуда в отдаленные земли, такие как Гавайи, Рапа-Нуи и Аотеароа (Новая Зеландия).
После этой первоначальной колонизации считалось, что острова Восточной Полинезии, особенно отдаленный Рапа-Нуи, оставались изолированными от остального тихоокеанского мира. Однако, несмотря на их удаленность, в Восточной Полинезии наблюдались похожие ритуальные практики и монументальные сооружения.
Одним из таких примеров является строительство марае. Эти прямоугольные площадки были общественными культовыми пространствами, которые в некоторых местах сохраняют сакральный статус и по сей день. Однако со временем на разных островах они менялись: на Рапа-Нуи были дополнительно высечены знаменитые скульптуры моаи, которые были установлены на ритуальных храмовых платформах.
Чтобы по-новому оценить, как ритуальные практики распространялись по всему региону, ученые Пол Уоллин и Хелен Мартинссон-Уоллин из Университета Уппсалы сравнили археологические данные и радиоуглеродные датировки поселений, ритуальных мест и памятников по всей Восточной Полинезии. Их результаты опубликованы в журнале Antiquity.
Процесс миграции из основных районов Западной Полинезии, таких как Тонга и Самоа, в Восточную Полинезию авторами не оспаривается. Тем не менее, статичная колонизация и расселение с запада на восток, характерная для Восточной Полинезии, и идея о том, что Рапа-Нуи был колонизирован только один раз и развивался изолированно, ставится под сомнение.
Авторы выделили три отдельные фазы ритуальной деятельности в Восточной Полинезии. Первая отражает экспансию с запада на восток, в ходе которой ритуальная деятельность была сосредоточена на кратковременных мероприятиях — похоронах и пиршествах во славу богов. Их места были обозначены каменными столбами.
На втором этапе ритуалы получили более четкое воплощение в сооружении марае. Радиоуглеродный анализ показывает, что идея сделать ритуальные места более заметными возникла на Рапа-Нуи, а затем распространилась обратно на запад, в Центрально-Восточную Полинезию, благодаря существующим сетям морского обмена.
Наконец, третья фаза характеризовалась усилением изоляции, что привело к внутренним изменениям. Поскольку иерархические социальные структуры развивались независимо на Рапа-Нуи, Таити, Гавайях и т.д., для демонстрации власти были построены большие монументальные сооружения, но на каждом архипелаге они выглядели по-своему.
В целом, хотя полученные данные не ставят под сомнение идею о том, что Полинезия была заселена с запада на восток, они показывают, что последующие ритуальные изменения были намного сложнее, чем считалось ранее. Сети взаимодействия между островами были прочными, несмотря на огромные расстояния, и, что немаловажно, новые идеи и знания передавались с востока на запад. В дальнейшем контакты ослабели и полностью прекратились.
Недавно мы рассказали, как световое загрязнение мешает потомкам народа маори праздновать новозеландский Новый год.
Поделиться
 
				





