«Самая сложная головоломка в мире»: археологи собрали воедино тысячи фрагментов древней фрески

Археологи завершили кропотливую реконструкцию уникальной фрески, созданной в эпоху Римской Британии и пролежавшей в земле около 1800 лет.

«Самая сложная головоломка в мире»: археологи собрали воедино тысячи фрагментов древней фрески

Светлана ЛевченкоАвтор новостей

В 2021 году в лондонском районе Саутуарк, в яме на месте бывшей римской виллы были обнаружены тысячи крошечных фрагментов росписи. Спустя месяцы кропотливой работы, специалисты из Археологического музея Лондона собрали эти фрагменты воедино и вернули к жизни древнее произведение искусства, которое когда-то украшало двадцать стен роскошного здания, построенного между 43 и 150 годами нашей эры.

На фреске изображены изящные сцены с птицами, цветами, фруктами и музыкальными лирами — излюбленными мотивами римской настенной живописи, которые символизировали достаток, культуру и утонченность вкуса владельцев. В орнаментах угадываются веяния отдаленных уголков Римской империи — в частности, территорий современной Франции и Германии, что указывает на тесные культурные связи провинциальной Британии с континентальной Европой. Одна из особенностей композиции — редкий для тех времен, дорогой желтый краситель, который служит еще одним доказательством статуса и богатства хозяев виллы.

Это было похоже на сборку самой сложной в мире головоломкиХань Листарший специалист Музея археологии Лондона .

Среди тонких мазков и тщательно выведенных линий специалисты нашли даже следы древнего граффити. На известковой штукатурке нацарапаны буквы греческого алфавита, возможно, это своего рода счет или список. Почерк писавшего уверенный и ровный, что может свидетельствовать о грамотности автора и его привычке писать от руки. Помимо этого, на фреске была найдена надпись «fecit» — латинское слово, означающее «сделал это». Это почти наверняка часть подписи художника, которую традиционно оформляли в те времена декоративным орнаментом. Увы, как раз в том месте, где, вероятно, была имя мастера, штукатурка оказалась полностью разрушена.

Также археологи заметили под росписью едва различимые карандашные наброски — направляющие линии, которые использовали художники. Один из таких рисунков представляет собой цветок в круге — деталь, от которой, по всей видимости, художники в последний момент отказались от этой детали. Такие мелочи позволяют заглянуть в творческий процесс и лучше понять ход мысли древних мастеров, оформлявших виллы богатых заказчиков.

Несмотря на успех в реконструкции, многие вопросы об этом фресковом ансамбле остаются открытыми. Неизвестно точно, какое назначение имело здание, в котором он находился. Возможно, это была не жилая вилла, а торговый или складской объект, связанный с приемом и распределением амфор и сосудов, которые доставлялись в Лондон по морю из других частей римской империи.

Эта находка не только позволяет ощутить дыхание далекой эпохи, но и показывает, насколько живыми и многослойными были повседневная жизнь и культурные традиции в римской Британии. Спустя почти две тысячи лет, искусство снова говорит с нами через линии, цвета и забытые подписи мастеров, когда-то преобразивших стены древнего здания, стоявшего на месте современного Лондона.

Ранее археологи нашли одну из крупнейших римских вилл Франции: она скрывалась у всех на виду.

Поделиться

Кнопка «Наверх»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности