Выявлены истоки «математической тревожности» у людей
Многие люди чувствуют беспокойство в повседневных ситуациях, связанных со счетом и решением математических задач. Рассказываем, как и почему может возникнуть это чувство.
Юлия УгловаАвтор Hi-Tech Mail
Математическая тревожность — это ощущение стресса и страха, возникающее при работе с числами или выполнении математических операций. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), примерно 40% учащихся испытывают нервозность, бессилие или тревогу в повседневных ситуациях, связанных с математикой, будь то решение задач или выполнение домашних заданий, пишет Phys.org.
Исследования показывают, что математическая тревожность проявляется уже в начальных классах и негативно влияет как на успехи в изучении математики, так и на общее отношение к предмету. При этом причины возникновения тревожности остаются недостаточно изученными. Международная группа ученых изучила вопрос о роли родителей в формировании математической тревожности у детей. Экспертов интересовал вопрос: существует ли связь между наличием у родителей высокой степени математической тревожности и вероятностью появления такой же проблемы у их детей.
В рамках исследования ученые отслеживали развитие математических способностей и уровень тревожности у 126 итальянских детей в возрасте от трех до восьми лет. Результаты показали, что высокий уровень математической тревожности у родителей не обязательно приводит к развитию аналогичной проблемы у детей. Этот вывод противоречит результатам исследований, касающихся общей тревожности: дети, растущие рядом с родителями, испытывающими высокую тревожность, чаще сталкиваются с подобными проблемами сами.
Однако ученые заметили, что дети родителей с выраженной математической тревожностью обычно демонстрируют худшие результаты в математике. Во время дошкольного периода у детей наблюдались более слабые навыки счета, если их родители испытывали большую тревогу по поводу математики. Эти дети сохраняли низкий уровень математических знаний даже в восемь лет. Результат неожиданный, ведь казалось бы, школьное образование должно значительно повлиять на математическое развитие ребенка, сводя на нет любые влияния родителей.
Кроме того, работа показала, что связь между математической тревожностью родителей и успехами детей в математике сохраняется независимо от уровня образования родителей. Таким образом, низкая успеваемость детей в математике не объясняется исключительно интеллектуальным статусом их семей.
Когда речь идет о грамотности — обучении чтению и письму — мнения ученых однозначны: активное участие родителей в процессе обучения действительно приносит пользу. Если родители читают книги вместе с ребенком, рассказывают истории или ведут беседы, это положительно сказывается на учебных результатах детей. Но ситуация с математикой сложнее. Иногда попытки родителей помочь ребенку с математикой приводят к обратному результату. Например, предыдущие исследования выявили, что дети тех родителей, кто был обеспокоен математикой, хуже осваивали ее и к концу учебного года демонстрировали повышенную математическую тревожность, особенно если родители активно участвовали в помощи с домашними заданиями.
Стоит учитывать, что родительский фактор — лишь одна из множества переменных, влияющих на раннее развитие математических способностей у детей. Даже среди братьев и сестер внутри одной семьи могут наблюдаться значительные расхождения в уровне математических навыков и уверенности. Трудности с математикой могут также возникать вследствие иных обстоятельств, таких как дискалькулия — специфическое расстройство, связанное с нарушением усвоения математических понятий.
Ранее TikTok разрешил родителям блокировать доступ к соцсети детям. Подробнее об этом написано в другом материале Hi-Tech Mail.
Поделиться
 
				





